•  Информационно-новостной портал
  •  
 
02.12.2014 17:33

Вохма.

Муниципальное учреждение культуры
«Межпоселенческое библиотечное объединение»
Вохомского муниципального района
Костромской области
Центральная библиотека имени Л. Н. Попова
Материал собрала и подготовила Коржева Г. Б.

Вохма.

Дороги – это нить судьбы.
Грунтовые, асфальтные, лесные.
И выбрать предлагают мне
По ним пройти в края любые.

Издавна Вохма считалась торговым селом, потому как здесь сходилось множество дорог. Вознесенские ярмарки давали оборот в тысячи рублей, по 10 - 12 тысяч. На них бывали торговцы из Казани, Архангельска, Котельнича и Вятки. В Вохме купцом Адеевым был организован первый сельскохозяйственный банк.

Строительство дорог на территории нашего края было первоочередной задачей и в 17 веке, когда основным был водный путь, и в 18, когда решение этой зада чи на себя было взято земством, и в 19 веке, когда сеть дорог стала больше, и в 20, когда появились паровозы, самолеты, значение дороги не уменьшалось. К 21 веку были построены железобетонные мосты через реки Ветлуга, Вохма, что позволило соединить дороги общего пользования с Костромой и внутри района. Открылись автомобильные маршруты не только до Шарьи, но и до Костромы, у жителей появилась возможность через Шарью добраться автомобильным транспортом в соседние областные центры.
Шагать по жизни помогает нам дорога.
Да и сама жизнь, возрождение, развитие везде и всегда начинается с нее.

Вохма.



Путешествие дорогой в Тихон.

Дороги, дороги, лесами, посёлками,
Вдоль них тополя и поля.
Свободными трассами, узкими тропками
Опутана всюду земля.
Дороги расходятся, дороги сливаются
Манят нас в неясную даль.
Дороги, они никогда не кончаются,
Чуть-чуть навевают печаль.

Вохма.


Нина Стрелкова.

Дорога это всегда путешествие. Когда мы учились в 8-9 классе, а это было в 60-е годы, мы отправились в поход после учебы в июне месяце в самое дальнее село нашего района - Тихон. Вохомская средняя школа была тогда одной из самых больших в области, в ней училось в две смены больше тысячи учеников. Сейчас школа новая трехэтажная и в ней обучается около 600 человек. У нас были замечательные учителя, которые воспитывали любовь к малой родине, к тем местам, где мы родились и живем.
Этот поход-путешествие по родному краю запомнилось нам всем, перед нашими глазами возникала история родного вохомского края.

Вохма.

Вохма.


Когда мы выходили из Вохмы, то остановились на окраине села, недалеко от бывшего Сретенского храма. В то время там располагался энергосбыт. Ни, куполов, ни звонницы уже не было, но жители по-прежнему называли старой церковью. Здесь мы услышали такую историю: «Как-то молодой шофер, который оказался в нашем краю впервые увидел, как на дороге недалеко от храма стоит старушка «божий одуванчик», пожалел её парень, остановился: 

- Куда тебе, бабка?
- В Ерусалим мне, милок!
- Да что, ты, бабушка! До него у меня и солярки не хватит!
- Тогда хотя бы до Рая! - просит старенькая. Посмотрел парень внимательнее на неё:
- Не знаю, где для тебя он есть, но садись и когда скажешь, тогда и высажу. Замелькали за кабиной перелески с полями, разоряющиеся деревеньки, просто и понятно названные: Пустошка, Обухово, Некрасиха.

Вохма.


А вот эти названия – Басалаево, Шалгино - кажутся на слух уже чужими. Хотя словом «басалай» в старину называли щеголя, молодчика. С угора на угор едет МАЗ. Проехали примерно километров тринадцать и попросила бабка остановиться. Посмотрел шофёр вправо, на указателе написано – «Рай». Удивился парень, посмотрел на указатель, который показывает налево, а там – «Ерусалим». Кругом шофёр огляделся. Впереди на горизонте синел лес, стояли на взгорках деревни, вперёд звала дорога. 

А то поведали бы ему местные обитатели, что проходил в старину через их деревни государственный Орловский тракт. А в деревне поставлена была ямская изба. И как-то случилась следующая история, заночевал там дорожный проверяющий чиновник. Приняли знатно его. Угощали грибами и ягодами, дичью, мёдом и свежей рыбой. На улицу вышел он, и там красотища: «Да тут у вас чисто рай!»- вскричал он. С тех пор деревню эту так и называли - Рай.
Деревня Ерусалим получила своё название из-за крестьянина, который ходил в древний Иерусалим на поклонение святым мощам, и об этом любил много рассказывать. С кем бы он не разговаривал, где бы ни находился, всё заканчивалось рассказами об Иерусалиме.

Вохма.


Так этого человека и прозвали Ерусалимом, а потом и деревню, где он проживал.
За Иерусалимом раскинулась деревня Громово с речкой Громовкой и немного в стороне деревня Паговец с одноимённой речкой, слово это значит - река с пересыхающим руслом. Деревня Громово считается основанной в 1700 г. остатками отряда разинцев с реки Цымлы (где теперь Цымлянское водохранилище). Первыми жителями были Цымляковы и Подобины, затем Большаковы. Между деревней и селом Лапшино на р. Паговец стояли слева плотина и мельница. А в начале деревни справа в 1911 г. была построена земством школа. С уменьшением количества детей она была в 80-е закрыта, а потом разобрана. 

Деревни Паговец и Ерусалим, по данным Н. П. Большакова, были основаны несколько позднее, но тоже в 17-м веке. Паговец основали Большаковы, затем Борисовы. Отец Н. П. Большакова, Павел, был участником Цусимского сражения, и после того, как японцы отпустили уцелевших моряков, вернулся в родную деревню. И опять МАЗ подымается на угор.
Впереди слева деревенский погост. Здесь раскинулось село Лапшино.

Вохма.


Наименование «Лапшино» произошло от марийского слова «Лапшанга», которое означает «жук». Лапшино, по сведениям краеведа Н. П. Большакова, было основано в 1470 г. В 1868 г. оно получило статус села. Тогда же стали строить самое заметное здание – двухэтажное волостное правление из красного кирпича. Село стояло на почтовом тракте и там же была ямская станция. Сейчас здесь располагается школа, одна из старейших в районе. Годом ее открытия считается 1844 г. В этом году школе исполнится 170 лет. Была здесь построена и каменная церковь в 1870, но в 30-е ее закрыли, а потом она сгорела. Село являлось центром Лапшинской волости. 

И вот уже село позади, ещё пара километров до Орловицы - и засверкала вода, а современный мост соединил два берега реки Вохма - самую древнюю водную дорогу края.
Полторы - две тысячи лет назад селились на её берегах племена: весь, меря, пермь, емь, угра.
На ушкуях (плоскодонная ладья с парусом и вёслами) приплывали сюда селиться славяне. Наиболее активным приток славян на север стал с XII столетия. За новгородскими воинами-дружинниками и сборщиками мехов и дани подтягивались рыбаки и охотники, священники и крестьяне-пахари. Бежали, спасаясь от разорения татарами, жители южных районов.

Вохма.


На угро-финском «Вохма» означает зелёные густые лесные или кустарниковые массивы. Но есть ещё одна история об этом названии: «Что названа река так в честь князя Вохомского. Преследовал он польских интервентов. Решающее сражение произошло в устье одной реки. Выиграл князь битву и в его честь назвали реку, у которой произошло сражение».
За рекой к дороге всё чаще подступают леса. Деревеньки всё реже и стоят в сторонке. 

Вот и деревня Крадихино.

Вохма.


У речки на взгорье вековая сосна. Рядом с ней резная беседка. Сосна называется «Заветная». Старикам предки их наказывали и детям велели передать, чтоб берегли, и как говорит предание, «что пока сосна тут будет расти, люди тут будут жить». Мелькают леса и километры. С угора на угор. Впереди слева показалось большое село Семёновское, Спас по-старому.

Вохма.


Село Спас это на Вохме одно из самых древних. Не раз бывали здесь археологи. Проводили раскопки городища, что относится к VII веку. Не раз подвергалось село грабежам и разбою. Называлось оно ещё раньше Георгиевское. Предания гласят: «Однажды разбойники, что обитали на небольшой речушке, впадавшей в реку Вохма, напали на Тихоновский монастырь, что расположен вверх по течению. Весть разнеслась по округе. И вскорости вышло так, что крестьянин по имени Демьян с деревни Большой Двор, мужик редкой силы, заготовил в урочище Бабичиха огибей для двенадцати саней, нёс их к дому (огибь - ствол черёмухи для изготовления санного полоза). Тогда он и заметил разбойников, которые плыли с награбленным добром на плотах. А по снаряжению, что был у них с собой, Демьяну стало понятно: собираются они учинить разбой следующей церкви. Бросил он свою поклажу и побежал мужиков в ближних деревнях предупредить. Собрались они у речки Подомарицы, что впадает в реку Вохма у Ногинской мельницы. Подрубили огромные сосны, растущие на берегу, и как только плоты с разбойниками стали проплывать мимо, повалили на плоты эти сосны.

Вохма.


Видя, что не скрыться им, побросали разбойники в реку серебро и золото, приговаривая: «Будь ты, наша матушка Вохма, золотое дно». Крепко тогда побили разбойников мужики. Один только вырвался. Ныром он шёл до Орловицы, а мужики по берегу следили и у Орловицы его поймали. По другой версии рассказывается, что атаман ушёл по Вохме вверх, заметив место, где они бросили золото. А село Георгиевское переименовали в честь чудесного спасения в Спас. И на сходе решили построить новую каменную церковь. На каждое хозяйство положена была пошлина: сдать для строительства церкви по 5 копеек, определённое количество яиц, молока, чтобы церковь та стояла века. Построили. Но она была сломана после революции.

Вохма.


Позади осталось Семёновское. Извилистая лента дороги среди желтеющих полей вывела на перекрёсток Застава. Только старые черёмухи, выросшие на месте бывших усадеб не дают забыть, что раньше была здесь деревня. Называлась она Подволочьем. По Орловскому тракту шли через деревню с Вятки к Великому Устюгу и обратно гужевые и торговые обозы, воинские этапы с конвоем. В деревне для отдыха и смены конвоя была организована застава. И приблизительно с 1910 года деревня Подволочье официально была переименована в деревню Застава. Крестьяне здесь жили справно; были крепки и трудолюбивы. Помнятся старожилам пятеро братьев Васьковых, и в особенности старший, Иван Яковлевич. Силы был выдающейся. Когда строился, то для избы лес (пятистенок с дворами) выносил с Харюзова бора на плече. А случалось, что не могла воз лошадь вывезти, воз сам вытаскивал. А ещё был случай на братщине: поспорили его братья Митрий с Аристархом. И хоть был Митрий за 80, а Аристарх за 90 кг, поднял их Иван к притолоке за холщовые рубахи - и то в стороны разведёт, то сведёт перед собой, при этом приговаривая: «А ну давай миритёся, а ну давай целуйтёся!..». Или однажды на игрище началась драка. Забрал он с буйных голов шапки, приподнял за угол амбар, сунул шапки вниз и сказал, отпустив: «Ежели драться не перестанитё, шапки не отдам...». 

Случались на игрищах и трагедии. Так было это в 1914 г. на масленицу. Убили на игрище двоих ни за что, походя. Примечали давно люди за этими Кузнецовыми дела нехорошие: то на тракте обоз кто-то ограбят, то амбар опустеет... и озлился народ. Собрались на сход в деревне Большой двор и порешили расстрелять четверых. Пришли за главным Иваном, что на Политове жил - в доме одни бабы да детки... Был, оказывается у него в подполе схорон вырыт, и спрятались они там. Отсидеться хотели. Мужики же с германской войны запасливые пришли. Послали Иванову жену к ним, чтобы передала:
- «Ежели не выйдут сами, то выведут они из дома детей и баб, а подвал гранатами закидают, и им всё равно конец...» Шибко убивалась Ваниха, просила народ мужа оставить, а вместо него расстрелять старшего сына. Но народ решил: сын за отца не ответчик, не он божьи и людские законы нарушал. Леса здесь были глухие, власти далёко. Было это до революции. 

После революции в деревне Застава в 1931 году был организован колхоз «Новоульяновский», в который вошли ещё 4 ближних деревни: Карпово, Алешково, Анискино и Семёново, - всего 85 хозяйств. После войны задумали новоульяновцы совместно с соседними колхозами выстроить на речке Нюрюг, которая в полутора километрах ещё одну, третью мельницу, назвав её Нижняя. Руководить стройкой позвали Павла Есаулова, самоучку из деревни Скородумово. Было им построено в округе 6 мельниц. Долго на той мельнице работал Васьков Аристарх. 

В те же времена, в 1948 году, в сосновом бору под названьем Большое Волосное, что в 3 километрах от деревни, началась разработка и строительство нового лесопункта Воробьёвица. И постепенно стали колхозники перебираться в лесопункты. Перевозить дома или ломать их на дрова... От деревни осталось одно название Застава.
За лесным поворотом показался деревянный мост через речку Нюрюг, что на языке коми означает «болотная река». Вниз от моста за речным зигзагом стояла мельница. В начале 80-х она сгорела. Сохранилось название, остатки плотин и тихий омут.

Вохма.


А недалеко от устья Нюрюга можно увидеть ещё одну вековую сосну, что поражает своей необычностью.
На высоте двух метров расходятся 8 мощных стволов. Может попала в эту сосну века три назад молния, а, может шашка разбойного атамана коснулась её, когда метил он место, где бросили золото, а может бывший хозяин этих мест - медведь заломил вершину у молодой сосенки... Берёзы и сосны подступают к дороге. Ещё поворот; с угора на угор- и перед нами...
Воробьёвица. 

В 1949 году здесь началось строительство нового лесопункта. По левому берегу реки у устья маленькой речушки Воробьевица раньше был лесоучасток и стояло несколько домов и бараки.

Вохма.


Название перекочевало на новое строительство. По преданию здесь когда-то давно было сражение, и местные жители побили «воров», как тогда называли разбойников. Отсюда и пошло название речушки, а затем и населенного пункта.
С трёх сторон он в окружении соснового бора. С четвёртой открывается взору река Вохма. Сосны украшают центральную часть посёлка и его 11 улиц.

Вохма.


Основное производство - заготовка леса. К 2000 году в лесопункте работали хлебозавод, средняя школа, детский сад, медпункт, библиотека, Дом культуры, стадион, кафе, бар и 4 магазина, в том числе 2 частных.
Посёлок прекрасен в любое время года, а особенно летом. Ягоды и грибы, рыбалка и охота манят тех, кто родился и вырос здесь, и тех, кто хотя бы однажды побывал. Речной берег переполняется в июле людьми. Студенты и отпускники, местные жители и гости приходят сюда отдохнуть, скинуть усталость, или, глядя на то, как галдят и ныряют ребятишки, самим пуститься вплавь наперегонки.
В конце 90 г. геологи нашли в верховьях Вохмы золото. Работала там артель золотоискателей, взбудоражив умы и рассказы о припрятанных в округе кладах. Старики о том золоте знали и потихоньку мыли. Так основатель Куимовского починка, не найдя достойного преемника, спрятал своё золотишко в телеграфный столб. А вот в какой?! 

Особенность посёлка - интернациональность его жителей. Здесь живут потомки бунтовавших поляков, что были сосланы ещё Екатериной в глухие леса. Напоминают об этом фамилии: Дворецкие, Пановы, Коряковские. Большевики ссылали сюда семьи белогвардейцев; советская власть - раскулаченных прибалтов и тех, кто помогал фашистам в Великую Отечественную войну. Привычными стали здесь фамилии: Монтримас и Валанчунас, Пиварис и Вилуйтис...
В 80-е годы сюда на заработки едут с Украины, Молдавии, Узбекистана, Белоруссии молодые парни и остаются, сраженные красотой местных девушек. И выросло уже поколение Коады и Чуперка, Сусан и Панаинтий, Дикун и Аднополенко, Зигангиров, Халилов, Райлян. Они считают своей родиной лесной уголок России - Воробьёвицу. 

В старину сюда направлялись князьями Одоевскими артели лесорубов, которых местные жители в шутку называли «адуями» за их отменный аппетит. Наработавшись от зари до зари с топором, за один присест они могли съесть по караваю ржаного хлеба, отсюда и местная поговорка: «Ест как адуй». Крестьяне - колхозники также не сторонились лесозаготовок. На правом берегу Вохмы возле речушки Воробьёвица был организован один из таких лесоучастков, с 1925 по 1930 год (название это в 1949 году перекочевало к нам). Там было несколько домов и барак. Заготовленный лес сплавляли в плотах до Козьмодемьянска, и даже иногда до самой Астрахани.
С 1929 года образовывается предприятие «Вохомский лестранхоз». С 1936 по 1937 год на лесозаготовки из колхозов района было направлено 2567 возчиков с лошадьми и 1110 человек. Чтобы увеличить вывозку, сооружались наливные ледяные дороги. И тут были свои рекорды. Так возчик Яков Путилов с лошадью по кличке Трактор за один рейс перевозил от 8 до10 кубометров леса. Позже лес стали сплавлять по реке. 

В шестидесятых годах в посёлке начинают строить узкоколейную железную дорогу, что позволило увеличить заготовку и вывозку леса. Ударный труд отмечается наградами, званиями: лауреатов премий ЦК Комсомола, ЦК Профсоюзов, делегата XXIV съезда КПСС; вручаются ордена Трудовой Славы, Красного Знамени...
Когда построили мост у Орловицы (в 1994 году), молевой сплав прекратили. Лес стали вывозить машинами. Размеры заготовок стали снижать. Стоят заколоченные общежития для сезонных рабочих. И не хватает работы местным жителям. И отправляются на заработки бригады вальщиков и плотников, чтобы поддержать семьи в надежде на лучшие времена. 

Выручает лес и здесь. Частными предпринимателями закупаются у населения тонны черники, брусники, клюквы, белых грибов и лисичек. Народ живет и трудится. Проехав мимо уже закрытого аэродрома дорога спускается к реке Парюг, что в переводе с угрофинского «черная речка». А дальше деревни – Нижнее Лядово и Верхнее Лядово. За деревнями до девяностых годов на взгорке стояла старинная часовня, говорят, что построена она была в 17 веке. Вид отсюда завораживающий. Перед нами Северные Увалы. Дорога снова идет вниз. Приближался конец нашего путешествия –
Село Тихон.

Вохма.


Уроженец этих мест, бывший учитель Чигарев В. В. в своей статье о родном селе писал, что если подняться на высоту выше птичьего полета на 129 километре реки Вохма, то под вами будет красивейшее село Тихон, стоящее на высоком холме. Старики считали, что оно основано в 1470 году.
На правом берегу реки с севера его омывает небольшой приток Вохмы, по обоим берегам лежат красивые озера, вокруг село кольцом окружают деревни, как бы защищая его от лесных пришельцев. Так как все деревни примыкали к лесу, то между ними и селом раскинулись поля. 

На месте села раньше был мужской монастырь, единственный на вохомских землях. Будучи мальчишкой, он помнит, что была летопись монастыря, которой в 50-х годах заинтересовался приехавший сюда писатель Голубев Е. П., он собирал тогда материал о людях лесной отрасли. С древних времен, недалеко отсюда, в 4 - 6 км пролегал торговый путь Вятка - Великий Устюг, и через определенные расстояния, равные одной «пряжке»,

Вохма.


то есть расстоянию, которое лошадь с возом проходит от кормежки до кормежки, были устроены что-то вроде постоялых дворов, избушки-маркиданки, где кони кормились, а люди могли отдохнуть или переночевать. О названии Тихона ходит несколько легенд, и одна такая история гласит: Крестогорская пустынь основана в 1679 году преподобным Тихоном - Вологодским Чудотворцем. Монастырских крестьян было здесь 234 человека. 

Другая версия: охотник Тихон набрел на ключ, который бил почти на вершине горы, а когда он наклонился чтобы напиться, то обнаружил в ключе крест, взял его, унес домой, но через некоторое время крест потерялся, а когда он опять охотился в том месте и снова пришел напиться к этому ключу, то опять увидел этот крест. Впоследствии на этом месте была построена часовня, внутри сделан колодец со святой водой, потом часовню переделали под избу-читальню. В настоящее время уже ничего этого не сохранилось.
Случай с крестом в ключе был, видимо, признан знамением, и в 1676 году монастырь стал называться Крестогорская Тихонова мужская пустынь. Судя по записям, сделанным в летописи Крестогорского монастыря, первая церковь в селе Тихон считается построенной вместе с монастырем в 1670 году. В 1679 году выстроена каменная Святогорская церковь, в 1744 году перестроенная, а в 1764 году, после закрытия монастыря поверстана в приходскую церковь, после чего стала называться Тихоновской. 

В преданиях говорится, что вначале в монастыре поселилось 10 монахов, а за время монастырского существования прошло 4 архимандрита и иеромонаха. За разрешением на строительство монастыря обратились сначала к крестьянам волостного села Лапшино. Те дали согласие, сказав, что их пахотной земли там нет, а леса им и своего хватает. Приехали в село Вознесенье, собрали и здесь сход просить разрешение на строительство монастыря. На что жители сказали, что места те от них ещё дальше, чем до Лапшино, и не жаль, пущай строятся. По преданию из монастыря был построен подземный ход, который выходил на устье речки Скит, а оттуда в ближний лес. Когда на монастырь нападали разбойники, то монахи могли спастись, уходя через этот подземный ход в лес. 

Из Клировой ведомости 1800 г.:
Вохомская Крестогорско-Тихоновская церковь деревянная во имя Тихона Чудотворца теплая. При оной церкви действительно служащих священно церковнослужителей один клир. Священник Петр Павлов 39 лет, произведен в 1797 году; в должности дьячка священника Петра Павлова сын Симеон 16 лет; пономарь Георгий Матфеев 26 лет, произведен в 1791 году. Священник Петр Павлов оштрафован в 1789 году за небытие у исповеди с взысканием денег 1 рубль и содержанием через неделю в цепи. В 1800 году за самовольную отлучку от церкви наказан 300 поклонами.
В приходе 47 дворов, а в них жителей 188 мужского и 200 женского пола... ( С. Герасимов «К истории Вохомских земель» 2009 г. стр. 78.)

Вохма.


Первая церковь была деревянная. Когда стали строить кирпичную, глину на кирпич брали здесь же, возле речки. Монастырь прекратил свое существование примерно через 80 - 85 лет после основания. Монастырская церковь была преобразована в приходскую и стала называться Святогорской. Особенно красива церковь стала после последней перестройки. Были церкви в крае больше Тихоновской или древнее, может даже красивее в сёлах Спас или Николе, в сёлах Троица или Вознесенье, но ни одна так не смотрелась, как Тихоновская. Её было видно отовсюду за 15 км. Она парила над округой, как белая лебедь. Кроме священника был и дьяк. Это были единственно грамотные люди на всю деревню, к которым приходили и лечиться, и грамоты писать. Последним священником здесь был Харюзов Николай Александрович. После закрытия церкви в 1938 - 1939 гг. работал на смолокурне в селе Тихон. Он был арестован и сослан в Сибирь и оттуда писал письма Маслову П. А. Его хозяйство распродано. Крест сброшен предположительно в 1941 году, а купол разрушили в 50-м. При падении крест с купола вошел в землю недалеко от фундамента, где до сего времени, наверное, находится. 

В 1913 году при церкви открылась двухклассная церковно-приходская школа. В школе отличников награждали Евангелием и фотографией Тихоновской церкви. Эти реликвии были у Кулаковой Агрофены Андреевны, проживавшей в деревне Большое Сокерино, Кузнецовой Нины Арсентьевны и др. В здании церкви одно время был зерносклад, затем клуб. Потом она сгорела.
В 1996 году в село Тихон из деревни Лядово перевезена старинная деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость. В селе часовню поставили на месте Тихоновской Крестогорской пустыни.
(По воспоминаниям Чигарева В. В., Ляпугина Н. П., материалам библиотекаря Суриной Н. В., книги Панфилова «Вохомская земля» 2004 г.).

Вохма.


Много преданий в Тихоне ходит и о земляке, Иване Лобанове, по прозвищу Леший, обладавшим необыкновенной силой. Уехав в город Архангельск, он стал выступать в цирке, и никто не мог его побороть... Но нашлись завистники, которые его отравили, и остались в родных местах предания…

Вохма.


Три дня добирались мы до Тихона пешком, выходя иногда на старый тракт, ведущий на Великий Устюг, по которому ездили ещё наши прадеды. Переночевав на сеновале в родительском доме одноклассницы, мы отправились на другой день в лесной аэропорт около Талицкого лесопункта. Заплатив полтора рубля за рейс до Вохмы, мы смотрели с борта самолета, как под нами проплывали уже знакомые деревни и дороги, и в наших головах возникали образы о кладах, леших, разбойниках и богатырях.

Вохма.


©