•  Информационно-новостной портал
  •  
 
25.12.2013 17:39
Педагогические кадры. 
 
В 1873 году в с. Вознесенье-Вохма было двухклассное земское училище, в котором обучалось 34 мальчика и 10 девочек. Для этого училища земское собрание назначило «вспоможествование» в размере 1345 рублей в год, в том числе: двум наставникам – по 300 рублей, законоучителю (священнику) - 100 рублей, учительнице - 120 рублей, на отопление и освещение - 100 рублей, на учебные пособия - 125 рублей, наем прислуги – 60 рублей. 

В 1916 году в границах того времени было 27 школ, а в них работало 74 учителя. До революции педагогические кадры мужского пола готовили учительские семинарии, а женского пола - епархиальные училища. Окончившим присваивалось звание учителя начальных училищ.
Так, например, мой отец после окончания Вохомского городского училища в 1902 году поступил в Тотемскую учительскую семинарию Вологодской губернии. По окончании ее ему выдано свидетельство, в котором записано: "В следствие сего, он, Подобин, удостаивается звания учителя начального училища и при поступлении на означенную должность имеет пользоваться всеми правами, той должности предоставленными".

Вохма.

Обучение и содержание в учительских семинариях было бесплатным, за счет государства за "казенный счет". В свидетельстве указано: "Воспитанник Анатолий Подобии при обучении в семинарии в течение четырех лет пользовался стипендиею и пособием от казны и всего за время обучения в Семинарии получил Триста сорок восемь (348) рублей казенных денег". 

А мать, окончившая Велико-Устюгское училище тоже получила звание учительницы начального училища. В первые годы после революции учителей готовили через систему педагогических курсов и школы II ступени (с педагогическим уклоном), выпускники которых имели право преподавания в школах I ступени.
В 1929-30 году в школах работало 116 учителей, а в 1930-31 учебном году уже 199 со специальным образованием, 55 - не имеющих специального образования, и 15 человек, не имеющих среднего образования. 

В 30-50-е годы Вохомский район педагогическими кадрами с высшим образованием пополнялся выпускниками Архангельского, Вологодского, Кировского, а когда район вошел во вновь организованную (1944 г.) Костромскую область, Костромского учительского, а потом педагогического институтов, а так же через заочное обучение в различных вузах.
Руководство районным педколлективом осуществлял районный отдел народного образования. Как удалось установить, до 1932 года народным образованием занимался непосредственно РИК, все приказы и распоряжения, касающиеся просвещения, издавались за подписью председателя РИКа (Песьянова). Лишь с 1932 года под приказами появляется подпись "Заведующий района". 

Первым заведующим районным отделом народного образования был С. Валынцев. Удалось установить, что с тех пор по настоящее время было 18 заведующих района. Дольше других на этой должности работали Вера Васильевна Попова (6 лет), Александр Ильич Васьков (7 лет), Татьяна Александровна Чичерина (5 лет), Виталий Николаевич Афанасов (11 лет) и ныне работающая Нина Павловна Попова (20 лет).
В 1934 году был сделан первый выпуск из Вохомского педтехникума в количестве 23 человек, а за 8 лет работы педучилища (до августа 1941 года) было подготовлено около 400 учителей, которые направлялись не только в Вохомский район, но и соседние районы Вологодской области, были и всероссийские выпускники. Многие из выпускников педучилища через систему заочного обучения получили высшее образование, много выпускников-мужчин погибло на войне. 

Для подготовки педкадров в Вохомской средней школе с 1949 по 1955 год работал 11 педкласс, через который за 6 лет подготовлено 156 учителей начальной школы. Вторично был открыт педкласс в 1961 году, и за три года его окончило 83 человека. Всего, таким образом, через педкласс Вохомской средней школы получили среднее педагогическое образование 249 человек, многие из них путем заочного обучения получили и высшее педагогическое образование.
Из этого можно сделать вывод, что Вохомский район как до войны, так и после войны был своего рода "кузницей" педагогический кадров.

 

Вохма.

Уже с конца 30-х годов проводится большая работа по повышению квалификации педкадров. Постановлением ЦИКа и СНК СССР вводятся персональные звания для учителей начальных и средних школ. Интересно, что после проведения первой аттестации в районе присвоено звание учителя начальной школы только 35 учителям, а звание учителя средней школы с правом преподавания в 5 - 7 классах трем учителям: Семену Игнатьевичу Подобину, Пантелеймону Алексеевичу Ордину, Павлу Арсеньевичу Галкину, с правом преподавания в старших классах средней школы - Михаилу Петровичу Крашенинникову, Анне Модестовне Крашенинниковой, Валентине Михайловне Тугариновой. 

В 50-80-е годы была четкая и эффективная система повышения квалификации через областной институт усовершенствования учителей (ИУУ), а также при Министерстве просвещения, МГУ и других вузах страны как для учителей, так и для руководителей школ через определенный срок.
Следует отметить, что Вохомский район был неплохо обеспечен квалифицированными педкадрами. В доказательство этому можно привести такой пример. Вохомская средняя школа располагала наибольшим числом учителей с высшим образованием. 

Поэтому, когда в 1945 году были введены экзамены на аттестат зрелости для выпускников средней школы, экзаменационной комиссии Вохомской средней школы областным отделом народного образования было предложено принять экзамены в 1945 году от учащихся Леденгской средней школы Павинского района, Боговаровской, Павинской и Пыщугской средних школ в 1946 и 1947 учебном году, Лапшинской средней школы - в 1948 году.
Характеризуя квалификацию педкадров, нельзя не отметить ряд учителей, получивших в разные годы высокое звание заслуженного учителя республики. Это - Варвара Ивановна Покровская, Анна Андреевна Жилинская, Валерий Ефимович Большаков, Борис Арсентьевич Шадрин, Валентина Павловна Некрасова (1951-69 годы - Вохомская средняя школа). Вениамин Антонович Шадрин (Петрецовская средняя школа), Нина Павловна Попова (1999 год - заведующая роо). К сожалению, работающей является только Н.П. Попова. 

За долголетнюю и безупречную работу группа учителей района в различные годы награждена орденами и медалями, в том числе орденом Ленина Софья Александровна Федоровская, Евдокия Васильевна Попова, Анна Васильевна Подобина, Вера Николаевна Ломакина, орденом Трудового Красного Знамени – 9 человек, орденом Знак Почета - 25 человек, орденом Октябрьской революции награжден Борис Арсентьевич Шадрин, орденом Дружбы Народов - А.А. Окулова, орденом Трудовой Славы III степени - А.А. Рыжкова, медалями "За трудовою доблесть" - 19, "За трудовое отличие" - 56 учителей. Знаком "Отличник народного просвещения" награждено свыше ста учителей, 54 из которых работают и в настоящее время. 

В 90-е годы вводится новая квалификационная система педагогических кадров. Высшую категорию получили 10 учителей, I категорию – 85 человек.
Следовательно, можно сделать вывод, что Вохомский район располагает квалифицированными педагогическими кадрами. 
 
Основные этапы трудового пути Вохомского учительства. 
 
Учителя всегда были в передовых рядах российской интеллигенции в деле просвещения народа. Абсолютное большинство учителей включились в учебно-просветительскую работу с первых лет Советской власти и окунулись в культурную революцию. Они не только принимали самое активное участие в ликвидации неграмотности, но и были организаторами этой работы, создавали пункты "ликбеза". В домашнем архиве мне удалось обнаружить следующий интересный документ. 

"Мандат Предъявитель сего тов. Подобии А.И. есть действительный ответственный руководитель по версбору грамотных, малограмотных и неграмотных по Лапшинской волости, согласно приказу Учрезкомликбезграм от 30 декабря 1920 года за № 1. Тов. Подобии имеет право для указанной цели привлекать всех работников просвещения. Волисполком Лапшинской волости обязан оказывать т. Подобину содействие в подаче лошадей за установленную плату и посылке нарочных. Пред. Райчрезкомликбезграм... /Подпись/". Документ датирован мартом 1921 года. Он говорит о том, что учителя тех лет были во главе работы по ликвидации безграмотности населения. 

Много сил и энергии учителя района затратили на выполнение закона о всеобщем обязательном начальном и семилетием образовании. Надо было не только создать материальную базу для этого, организовать учебно-воспитательный процесс, но и убедить родителей в необходимости получения всеобщего образования каждым ребенком начального, а потом и семилетнего обязательного образования. 

Из рассказов старых учителей известно, какую большую агитационную и организаторскую работу проводили учителя района в период коллективизации. Учителя всегда были активными агитаторами и политинформаторами населения в период обсуждения и принятия первой Конституции СССР 1936 года, первых выборов в Верховные Советы СССР и РСФСР, не говоря уже об агитационно-массовой работе в годы Великой Отечественной войны. Каждый учитель был членом агитколлектива и закреплен за определенным населенным пунктом, организацией, предприятием. В годы войны в 5-10 классах начинался учебный год с 1 октября, а учителя всех классов на период отпуска мобилизовались на работу в колхозы. 

С целью осуществления всеобуча контингент учащихся каждой школы приказом по районо закрепился за каждым зав. начальной школой и директором школы персонально. Помню, работая в районо в 50-е годы, как работники районо, заведующие, директоры школ, классные руководители буквально боролись за сохранение каждого ученика списочного состава до конца учебного года, не допуская отсева или неохвата школой. 

В 60-е годы педколлективы усиленно и довольно успешно вели работу по трудовому и производственному обучению учащихся, во многих школах создаются неплохие учебно-производственные мастерские, делается уклон на производительный труд, создаются производственные бригады. Петрецовская школа несколько лет была областным лидером среди сельскохозяйственных производственных бригад, а в Воробьевицкой средней школе хорошо работало ряд лет школьное лесничество. В Петрецовской средней школе производственная бригада работала на основе профессионального обучения (тракторист-машинист широкого профиля). Успешно почти в течение трех десятков лет дает профессию шофера Вохомская средняя школа. Подавляющее большинство шоферов в организациях, учреждениях, колхозах получили профессию при окончании Вохомской средней школы. 

Конечно, в трудовом обучении были и неудачные эксперименты, шараханья (торфоперегнойные горшочки, кукуруза, кроличьи фермы и т.п.).
В 60-80-е годы значительно улучшилось материально-техническое оснащение учебного процесса, трудового и профессионального обучения. В школах появились проигрыватели, магнитофоны, лингафонные кабинеты и даже компьютерные классы, а в школьных мастерских – различные станки, тренажеры, для профобучения - тракторы, автомобили. 

В 90-е годы происходит обновление содержания обучения, совершенствование учебных программ, появляются параллельные учебники, новые формы и методы обучения, новые учебные курсы (мировая художественная литература, экономика и т.д.), вводятся экзамены по выбору учащихся.
Все это положительно и отрадно. Однако есть и печальные факты. Из школы "ушли" октябрята и пионеры, "исчезли" комсомольцы. При всех имевшихся в свое время недостатках эти детские и юношеские организации бесспорно проводили большую работу по морально-нравственному воспитанию школьников. Идет поиск новых способов и путей, но пока безуспешно. 

В последние годы по причине плохого финансирования наблюдается упадок школ в хозяйственно-бытовом отношении, не приобретается новая мебель, наглядные пособия, не пополняются школьные библиотеки, проблема даже с приобретением уборочного инвентаря, острая нехватка денег на ремонт и т. д. Однако несмотря на эти трудности, да еще плюс ко всему этому многочисленная задержка зарплаты учителям и обслуживающему персоналу, коллективы школ продолжают стоически трудиться, выполняя свой высокий гражданский долг перед населением родного района.
©