•  Информационно-новостной портал
  •  
 
19.04.2017 19:34

Вохма.

19 апреля в клубе краеведения районной библиотеки поселка Вохма прошло очередное заседание. На рассмотрение присутствующих была вынесена тема календарно-обрядовых праздников Вохомского края. 

Русские люди умели работать, умели они и отдыхать. Следуя известному принципу: «Делу - время, потехе час», крестьянин отдыхал, как правило, в праздничные дни. Праздник - что это такое? Русское слово «праздник» произошло от древнеславянского «праздь», которое означает "безделье, отдых". Какие же праздники почитались на Руси? В деревнях долгое время жили по трём календарям. Первый - земледельческий, природный, связанный с периодами смены времён года. Второй — дохристианских времён, языческий, такой же, как и земледельческий, соотнесенный с явлениями природы. Самый поздний - третий календарь православный, христианский, в котором если считать только великие праздники, кроме Пасхи, - двенадцать. А какие календарно - обрядовые праздники праздновались в Вохомском крае?
На основании реферата «Календарно-обрядовые праздники Вохомского края», который подготовила Пестова Виктория Михайловна, заведующая сектором традиционное народное творчество районного Дома культуры поселка Вохма, районной библиотекой была выпущена брошюра под условным названием "Истоки русской старины». Календарно-обрядовые праздники Вохомского края".

Вохма.

Брошюра на 56 стр., с фотографиями, воспоминаниями старожилов.
Реферат был представлен на межрегиональном фестивале исследования традиционной народной культуры «Дорогами народных традиций» в г. Кострома в номинации «Календарно-обрядовые праздники» и отмечен Дипломом лауреата II степени.
На Руси долгими годами сохранялось двоеверие: в городах преобладала официальная религия, и существовавшее в удаленных частях Руси, преимущественно на северо-востоке, язычество, которое отошло в тень, но в сельской местности по-прежнему хранило свои позиции. Эту двойственность отразило развитие русской культуры в духовной жизни общества. Языческие духовные традиции, обнаруживали глубокое воздействие на развитие русской культуры в период раннего средневековья. 

Наиболее важнейшие на Руси языческие праздники и обряды были связаны с жизнью природы, с земледельческим трудом, а следовательно и с мифологическими олицетворениями сил природы.
Праздничный русский календарь на протяжении всей многовековой истории народа не был раз и навсегда данным, стабильным. Каждая историческая эпоха на него накладывала свой отпечаток, добавляя в праздничный быт людей что-то свое, особое. Наиболее заметные изменения в нём произошли трижды - после крещения Руси, во время петровских преобразований и вслед за крушением самодержавия, то есть в переломные моменты истории русского народа.

Вохма.

Вначале, еще в далекой древности, появились праздники, объединенные с земледельческим календарем, бывшим у предков восточных славян. Беря свое начало в декабре, когда зима "поворачивается на лето", предсказывая скорое пробуждение кормилицы земли-матери от зимней спячки, и завершаясь осенью, окончанием уборки урожая, праздники в этом случае составляли единый календарный цикл. Поэтому и принятое в научной среде их название: праздники народного календаря или календарные. В отличие от появившихся в более позднее время праздников, у них имелся преимущественно магический характер. Их задача - обеспечить лад в семье и здоровье людям, хороший урожай огородных и полевых культур, богатое потомство домашней живности. Значительную роль в общественной жизни городского населения и крестьян у русских, впрочем, как и у остальных европейских народов, играли обычаи и обряды, связанные с датами христианского календаря и плотно объединенные со всем циклом сельскохозяйственного производства - начиная с весенних работ и завершая уборочными. Еще в начале двадцатого века обрядовый календарь, в котором содержалось множество напластований отдаленных времен, на основной части территории расселения русского народа сохранял свою традиционную самобытность, хотя к тому времени многие архаические обряды ушли из жизни, и был забыт их смысл, а они, смешавшись с не обрядовыми бытовыми формами, воспринимались уже как праздничная забава.